ОСТРОВА ПУТЕШЕСТВИЙ Проект летнего оздоровительного лагеря «РОМАШКА» с дневным пребыванием детей на базе МКОУ «Такмыкская СОШ» Составители: Петрова С.А. – воспитатель ГКП детей Снова лето к нам пришло Это очень хорошо! Отдыхать в пришкольном лагере Пришла пора. Собирайся детвора! Актуальность ЛЕТО – любимая пора для детей. Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Летнее время – это обогащение, действие, проба своих сил, освоение и осмысление окружающего мира детьми. Это время открытий, знакомств. Детям дается возможность почувствовать себя организатором проводимых дел и активным участником жизни в лагере. А нам, взрослым, важно помочь детям в реализации их творческого потенциала, личностных возможностей каждого ребенка. Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях, в санаториях, на пришкольных оздоровительных площадках. С целью организации летнего отдыха и летней занятости учащихся на базе Такмыкской СОШ организуется детский оздоровительный лагерь «РОМАШКА». В чем необходимость открытия лагеря при школе. Это связано с тем, что родители работают, в нашем селе нет детского сада, дети большой отрезок времени остаются без присмотра. Также есть категория ребят, относящаяся к «группе риска». Планируется, что летний лагерь будут посещать – дети из семей с малым достатком, периферии (села Решетниково и Ботвино), ребята, которые поступают в этом году в первый класс. Главная идея этого проекта заключается в том, чтобы сделать это время для детей незабываемым, полезным. Чтобы дети смогли дать положительный ответ на вопросы: «Понравилось ли тебе в лагере? Хотел бы ты в следующий раз посещать наш лагерь? Приобрел ли ты новых друзей? Чему интересному научился в лагере?» Работа всего лагеря в первую очередь нацелена на сохранения и восстановления здоровья детей и подростков. Также проект направлен на нравственные ценности, на этические нормы и культуру поведения детей в обществе. При разработке проекта руководствовались законодательными нормативно-правовыми документами: - Конвенция ООН о правах ребенка
- Конституция РФ
- Законом РФ «Об образовании»
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98г. № 124-ФЗ
- Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ
- Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей с дневным пребыванием лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001г. № 2688.
- Санитарно-гигиенические правила и нормы (СанПин 2.4.4.969-00), утвержденные Главным санитарным врачом РФ от 02.02.2001г.
Цели и задачи проекта Цель проекта: создание условий, интересных, разнообразных по форме и содержанию и обеспечивающих полноценный отдых, оздоровление детей и творческое развитие. Задачи проекта: - Способствовать укреплению навыков здорового образа жизни.
- Раскрыть творческий потенциал учащихся.
- Развивать нравственные качества личности на основе общечеловеческих ценностей.
- Совершенствовать систему организации внеурочной деятельности детей в разновозрастных группах.
- Создать положительный, эмоциональный климат в коллективе лагеря.
Проект «Острова путешествий» основан на педагогических принципах: Гуманизма, предполагающего отношения к каждому из детей как к самоценности. Толерантности, терпимости к мнению других людей, другому образу жизни. Творчества, творческого отношения к делу, проявление способностей в полной мере. Духовности, формирования у детей и подростков нравственных ценностей, соблюдение норм морали. Доступности, учет возрастных особенностей детей и выбранных форм работы с детьми. Этапы реализации проекта Подготовительный этап: - Ø классные родительские собрания «Занятость учащихся в летний период»;
- Ø подбор кадров;
- Ø разработка документации;
- Ø комплектование отрядов;
- Ø подготовка материально-технической базы школы;
- Ø семинары для воспитателей;
Организационный этап: - Ø выявление и постановка целей развития коллектива детей;
- Ø сплочение отрядов;
- Ø законы и условия совместной деятельности;
- Ø подготовка к деятельности по проекту.
Основной этап: - Ø реализация основных положений проекта;
- Ø совместная деятельность организаторов проекта и детей: дети делают открытия в себе, окружающем мире, помогают в проведении мероприятий, преодоление трудных ситуаций, отрицательных эмоций;
- Ø способность доверия к себе и другим;
- Ø укрепление здоровья.
Заключительный этап: - Ø педагогический анализ результатов летнего отдыха;
- Ø анкетирование детей, родителей;
- Ø сбор информации.
Содержание и формы реализации проекта Реализация цели и задач оздоровительного лагеря осуществляется по проекту «Острова путешествий». Все учащиеся делятся на возрастные группы (6-10лет и 11-15лет, по 25 человек в каждой). Каждый отряд планирует свою работу с учетом общелагерного плана. Центром всего является корабль «Детство». В течение смены планируется реализация проекта по блокам: ü Организационный; ü Интеллектуальный; ü Спортивно-оздоровительный; ü Творческий; ü Экологический. Каждый день смены будет посвящен открытию одного из островов под названием: - Остров Встреч
- Остров Трудолюбов
- Остров Здоровячков
- Остров Умников и умниц
- Остров День России
- Остров Киномания
- Остров Робинзонов
- Остров Сказочный
- Остров Народной игры, игрушки
- Остров Именинников
- Остров Чудесной природы
- Остров Зеленый огонек
- Остров Доброты
- Остров Памяти
- Остров Мульти-пульти
- Остров Здоровья
- Остров Мы – ребята-молодцы!
- Остров Приятных неожиданностей
Структура управления Гид путешественников – начальник лагерной смены Наставники путешественников – воспитатели Помощники путешественников – вожатые Путешественники – дети. Задача гида путешественников, наставников – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планерке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело. Стратегию участия в деле юных путешественников организуют наставники и их помощники. Каждая группа создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, ведет журнал, где отражается жизнь группы каждый день. В конце смены проводится конкурс вахтовых журналов. Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на стенде. Стенд выполнен в виде большого океана с островами, их 18 – по количеству дней пребывания детей в лагере. В центре катерок «Детство». Группа путешественников, первый открывший остров, устанавливает на нем свой символический значок, красочно оформляет его в зависимости от темы дня. Так наглядно будет видно, какие успехи достигнуты той или иной командой. Рядом с океаном и островами на нем планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы путешественников, режим работы, план работы, информация, отражающая результаты прошедшего дня. Конечно, составители Проекта не отрицают, что что-то может и не сработать. За долгие 18 дней катер «Детство» может столкнуться с различными непредвиденными неожиданностями. Каждый путешественник должен соблюдать Законы лагеря: - Ø Закон Точного времени («Ноль-ноль!»)
- Ø Закон Доброты («Не обижай!»)
- Ø Закон Рыцарства («Будь внимателен!»)
- Ø Закон Дружбы («Один за всех и все за одного!»)
- Ø Закон Территории («Правила жизни отряда»)
- Ø Закон Природы («Не вреди!»)
- Ø Закон Взаимовыручки («Идем на помощь!»)
- Ø Закон Порядка («Чистота – залог здоровья»)
Выполнение законов всеми путешественниками предполагает сделать жизнь в лагере интересной, приносящей радость себе и другим. Разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый путешественник может ежедневно получать «солнышко» за активное участие в жизни лагеря. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых островов той или иной группой путешественников. По результатам итогов победители получают призы и награды. Условия реализации проекта Необходимо для успешной реализации проекта выполнение ряда условий, это: - Четкое представление целей и постановки задач
- Конкретное планирование деятельности
- Кадровое обеспечение проекта
- Методическое обеспечение проекта
- Педагогические условия
- Материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение В реализации проекта участвуют: - Педагог – организатор
- Воспитатель группы КПД
- Учителя начальной школы
- Учитель физкультуры
- Учитель информатики
- Сельский библиотекарь
- Работник амбулатории
- Работник Дома культуры
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы смены проводится установочный семинар для всех участников проекта (кроме детей). В каждом отряде работают 2 учителя и вожатый. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел. Методическое обеспечение - Наличие проекта лагеря, планов работы отрядов
- Должностные инструкции всех участников процесса
- Проведение установочного семинара для всех работников в течение лагерных смен.
- Подбор методических разработок в соответствии с планом работы
- Проведение ежедневных планерок
- Разработка системы отслеживания результатов подведение итогов.
Педагогические условия - Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
- Организация различных видов деятельности.
- Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
- Создание ситуации успеха.
- Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
- Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение - Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
- Материалы для оформления и творчества детей.
- Наличие канцелярных принадлежностей.
- Аудиоматериалы и видеотехника.
- Призы и награды для стимулирования.
- Ø Ватман 8 листов по 20руб.=160руб.
- Ø Писчая бумага 250листов =250руб.
- Ø Цветная бумага 10уп.х 20руб.= 200руб.
- Ø Краски гуашевые 2уп.х 75руб. = 150руб.
- Ø Грамоты 30шт. х 20руб. = 600руб.
- Ø Тесьма для награж. 30шт. х 30руб. = 900руб.
- Ø Пластилин 10уп. х 25руб. = 250руб.
- Ø Мел разноцветный 20уп. х 25руб. = 500руб.
- Ø Мячи резиновые 10шт. х 40руб. = 400руб.
- Ø Скакалки и обручи 5наб. х 80руб. = 400руб.
- Ø Мешки, перчатки для акции 20м. х 5руб. = 100руб.
20шт. х 15руб. = 300руб. Предполагаемые результаты проекта - Сохранение и увеличение количества учащихся, охваченных организационными формами отдыха и труда при лагере.
- Ограждение детей от возможности совершения правонарушений в каникулярный период.
- Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
- Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
- Приобретение новых знаний о родном крае, Родине.
- Творческий рост педагогов, реализующих проект летнего оздоровления детей в лагере.
Наличие опыта реализации Проект летней оздоровительной площадки, построенный в форме игры, дает положительные результаты, о чем говорит опыт прошлого года. Дети, посещавшие летний лагерь в прошлом году стали, более общительны, физически выносливы, активнее стали в школьной жизни. Желающих не уменьшилось посещать лагерь. В этом году предполагается проектом закрепить результаты прошлого года. П Л А Н И Р О В А Н И Е Р А Б О Т Ы При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных групп, интересы детей, педагогов, родителей. В работе лагерных смен планируется задействовать социум села: Дом культуры, амбулатория, сельская библиотека, родители. Также планируются поездки в районный центр: в зоопарк, «Старину Сибирскую»… ДЕНЬ | МЕРОПРИЯТИЯ | | Первый день Остров «Встреча» | - Общелагерный сбор: прием детей, деление на отряды.
- Игра-адаптация
«Огоньки знакомства». - Операция «Уют»
- Обход доктора «Неболейки»
- Конкурс рисунков на асфальте «Здравствуй лето!»
| | Второй день Остров «Трудолюбов» | - Минутка здоровья «Правила поведения за столом и в общей столовой»
- День творчества (оформление игровых комнат, отрядных уголков)
- Антропометрия по отрядам.
- Принятие законов лагеря
- Открытие сезона.
Праздничная линейка | | Третий день Остров «Здоровячков» | - Минутка здоровья
«Осторожно, клещи!» - Праздник Дружбы и Солнца «Чтобы солнышко светило, чтоб на всех его хватило»
- Игра «Веселые старты»
- Конкурс рисунков «Мы любим спорт»
- Загадки на спортивную тему.
| | Четвертый день Остров «Умники и умницы» | - Минутка здоровья
«Как правильно загорать» - Игра «Звездный час»
- Игра-путешествие
«Великий шелковый путь» - Минута Славы
- Выпуск газеты
«А вы знаете, что …» | | Пятый день Остров «День России» | - Минутка здоровья
«Правила поведения на воде» - Викторина
«Я люблю тебя, Россия!» - Час народной игры
- Круглый стол
«Что я знаю о Родине» - Конкурс стихов
«Мы-россинки твои, Россия!» - Операция «Чистюли»
| | Шестой день Остров «Киномания» | - Минутка здоровья
«Уход за зубами» - Просмотр кинофильма
- Спортивное состязание
«Летим в космос» - Сюжетно-ролевые игры»
| | Седьмой день Остров «Робинзонов» | - Минутка здоровья
«Зарядка и ее значение» - Представление отрядов:
- названий - эмблем - девизов 3. Развлекательная программа «Всемирный потоп» 4. Дискотека 5. Акция «Островам - большую заботу» | | Восьмой день Остров «Сказочный» | - Минутка здоровья
«Предметы личной гигиены» - Конкурсная игра «В стране Лукоморья и Синеморья»
- Спортивно-сказочная эстафета
- Сказка-экспромт «Теремок»
- Конкурс рисунков
«По страницам любимых сказок» | | Девятый день Остров «Народная игра и игрушка» | - Минутка здоровья
«Уход за кожей» - Выставка «Любимые игрушки»
- Час игры
«Мы знаем народные игры» - Оригами. Игрушки из бумаги
- Конкурс знатоков загадок и пословиц
| | Десятый день Остров «Именинников» | - Минутка здоровья
«Значение режима для человека» - Конкурс-шоу
«Под знаком Зодиака» - Праздник мороженого
- Танцевальный марафон.
| | Одиннадцатый день Остров «Чудесной природы» | - Минутка здоровья
«Для чего мы моем руки» - Мастерская поделок из природного материала
- Игра по станциям
«Люби и знай свой край» - Фотовыставка
«Домашние питомцы» - Поездка в зоопарк.
| | Двенадцатый день Остров «Зеленый огонек» | - Минутка здоровья
«Помощь при укусе насекомых» - Конкурс знатоков
«Самый умный Знайка по ПДД» - Велосипедные гонки
- Конкурс рисунков
«Мы едем, едем, едем…» - Игровая программа
«Школа безопасности» | | Тринадцатый день Остров «Доброты» | - Минутка здоровья
«Помощь при ожоге» - Мастерская «Помоги книге»
- Спортивный час
«Если хочешь быть здоров» - Акция по благоустройству территории
- Творческий номер
«И звезда со звездою говорит» - Беседа «В дела ты добрые вложи, все лучшее своей души»
| | Четырнадцатый день Остров «Памяти» | - Минутка здоровья
«Друзья Мойдодыра» - Линейка. Возложение цветов к памятнику.
- Чтение стихов о войне.
- Конкурс рисунков «Дети против войны»
- Экскурсия в школьный музей.
| | Пятнадцатый день Остров «Мульти-пульти» | - Минутка здоровья
«Наша осанка» - Просмотр мультфильмов
- Мастерская
«Герои мультфильмов» - Игры на свежем воздухе
- Дискотека.
| | Шестнадцатый день Остров «Здоровье» | - Минутка здоровья
«Витамины и их значение» - Работа на пришкольном участке
- Составление альбома
«Рецепты моей бабушки» - Спортивное развлечение
«Большие прыгалки» (девочки) - Игры на свежем воздухе.
| | Семнадцатый день Остров «Мы ребята – молодцы!» | - Минутка здоровья
«Мой рост, мой вес» - Антропометрия по отрядам
- Конкурс актерского мастерства
- «Рыцарский турнир» (программа для мальчиков)
- Экологический десант
- Выпуск стенгазет
«Островные новости» | | Восемнадцатый день Остров «Приятных неожиданностей» | - Минутка здоровья
«Вредные привычки» - Анкетирование
- Закрытие лагеря
«Семь чудес лагеря» /РОМАШКА/ (театрализованное представление) - Награждение детей по итогам путешествия.
| | | |
Режим работы дня 8-30 – 9-00 - прием детей 9-00 – 9-15 - энергичные упражнения и танцы под музыку 9-15 – 9-20 - организационная линейка 9-20 – 10-00 - подготовка к завтраку. Завтрак 10-00 – 11-00 – спортивно-оздоровительный час 11-00 – 11-15 - второй завтрак 11-15 – 12-00 - внутри командное дело 12-00 – 13-00 - общелагерное дело 13-00 – 13-40 - подготовка к обеду. Обед 13-40 – 13-50 - отрядные летучки по подведению итогов дня 13-50 – 14-10 - уборка классных комнат, территории школы 14-10 – общий сбор, уход детей домой 14-10 – 14-30 - инструктаж-планерка Сведения об учащихся Общее количество детей: 130человек Возраст детей: 6-15лет Сроки пребывания детей в лагере: 18дней Форма проведения: дневное пребывание с 8-30 до 14-30 Сроки проведения: 2смены: первая с 07 июня по 27июня; вторая с __ июля по __ июля Работающий персонал: ___человек. Условия размещения: здание МКОУ «Такмыкская СОШ», имеется комната отдыха, столовая, медицинский кабинет, места общего пользования, спортплощадка, песочница, школьная и сельская библиотеки, Дом культуры. Литература: - «Школьная площадка» А.Н.Никульников, Новосибирск, 2006г.
- «Летний лагерь: день за днем» Н.А.Шаульская, Ярославль 2007г.
- «Школа полного дня: целый день идет игра!» Н.Ф.Дик Ростов-на-Дону, 2008г.
- Газета «Педсовет» 2010г.
- Газета «Последний звонок». 2009г.
- Журнал «Читаем, учимся, играем».
|